ГАЛЕРЕЯ РУССКОГО МИРА

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

М

 

Майлстоун Льюис (наст имя Лев Мильштейн) (1895, Кишинев - 1980)
американский кинорежиссер, брат скрипача Натана Мильштейна, дважды удостаивался премии «Оскар» за картины «Два арабских рыцаря» (1927) и «На Западном фронте без перемен» (1931). Родился в семье владельца фабрики по пошиву одежды. Эмигрировал из России в 1913 г.

Макин Андрей (р.1957)
французский писатель русского происхождения. Переехал во Францию в начале 1990-х. Пишет по-французски художественную прозу. За роман «Французское завещание» получил Гонкуровскую премию и премию Медичи. Недавно вышла его новая книга «Музыка одной жизни».

«Я живу в том, что пишу. Мой настоящий дом - это язык. - Несмотря на весь ваш успех, здесь упорно утверждают, что вы «русский писатель, который пишет по-французски»… - Так им легче. Меня можно критиковать, не читая, говорить, что стиль у Макина «не такой», потому что он русский. Эта «русскость» - удобный аргумент. Так будет продолжаться до тех пор, пока я не возьму псевдоним <…> - Вам не хочется что-нибудь написать на русском? - Очень хочется, небольшую вещь. Чтобы потом кто-нибудь перевел ее на французский».
Из беседы с журналистом Ю.Коваленко: “Судьба моя - мечта писателя” // «Новые Известия», 6 апреля 2000 г, № 61.

Маклаков Василий Алексеевич (1869 - 1957, Варен, близ Цюриха, Швейцария)
юрист, политический деятель, правый кадет, прославился речами в Государственной думе. Был назначен Временным правительством послом в Париже. После октябрьской революции - глава Конференции русских послов и Бюро по защите русских беженцев, фактически был полуофициальным представителем русской эмиграции во Франции. Руководил делегацией русских эмигрантов к советскому послу Богомолову в 1945 г., где было заявлено об отказе от борьбы с Советской властью.

Маковский Сергей Константинович (1877 - 1962, Париж)
художественный критик, поэт, издатель, мемуарист; сын художника К.Е.Маковского. Создал в 1909 г. журнал «Аполлон» (преемник журналов «Весы» и «Мир искусства»), творческим кредо которого была художественная ясность. За границу уехал в 1918 г. из Крыма. С 1925 г. до смерти жил в Париже. После второй мировой войны - председатель Объединения русских писателей в Париже. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де Буа. В цикле сонетов «Год в усадьбе» писал о России:

«О как жива моя тоска о ней
Еще вчера и близкой и державной,
И вот чужой, преступной и бесправной,
Бесславно тонущей в крови своей»
Литературный альбом // «Грани», Кн.1, 1922, с.46.
 

Максимов Владимир Емельянович (псевд. Льва Алексеевича Самсонова) (1930 - 1995, Париж)
писатель. Эмигрировал в начале 70-х. Жил во Франции. Один из создателей «Антикоммунистического Интернационала». Главный редактор журнала «Континент». Резко выступал против «левой» интеллигенции Запада и близких к ней русских эмигрантов. В октябре 1993 г. вместе с А.Д.Синявским и П.М.Абовиным-Егидесом выступил с требованием отставки Б.Ельцина.

Малько Николай Андреевич (1883 - 1961, Сидней)
дирижер, музыкальный деятель, педагог, публицист. Ученик Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова и А. Лядова. С 1909 г. дирижер балета Мариинского театра. В 1909 г. учился в Мюнхене у руководителя Мюнхенского оперного театра Феликса Мотлю. С 1914 г. - главный дирижер симфонических концертов Русского музыкального общества. Приветствовал Октябрьскую революцию и поддерживал советскую власть, за что антисоветской частью труппы был забаллотирован при выборах дирижера. Работал в Госконцерте, организовывал концерты в Доме Красной армии. С 1921 г. в Москве руководил инструментальными классами в Государственном институте Музыкальной драмы и симфоническим оркестром Московской филармонии, преподавал в Московской консерватории. В 1925 г. переехал в Ленинград, где был главным дирижером, а с 1927 г. и директором Ленинградской филармонии. Среди его учеников - Е. Мравинский, Л. Гинзбург, Н. Мусин и др. В 1928 г. выехал на гастроли в Вену и в Россию не вернулся. Жил в Вене, Праге, с 1930 г. в Копенгагене, где дирижировал симфоническим оркестром радио.

Мамулян Рубен Захариевич (1897, Тифлис - 1987, Вудленд-Хилл, Калифорния, США)
театральный и кинорежиссер (в США - с 1922 г.). Стал известным после постановки мюзикла «Порги и Бесс» на Бродвее. Всемирный успех принесла Мамуляну музыкальная драма «Оклахома» (1943 г.), ставшая предтечей знаменитых киномюзиклов Америки. Его киноработы были удостоены многочисленных призов в США, Франции, Италии.

 

Маркевич Игорь Борисович (1912 - 1983, Антиб, Франция)
композитор, исполнитель, дирижер. Семья выехала из России до первой мировой войны. Работал во Франции, Англии, Италии, Македонии. С 1957 г. возглавлял Парижский оркестр и одновременно с ним оркестр Монреаля. Всегда считал Россию своей родиной. В воспоминаниях пишет о своих изгнаниях - отъезд из России был первым, но не последним - как о матрешках, вложенных одна в другую: «Описываемое мной изгнанье - биологическое, физиологическое, фундаментальное, которое ощущаешь всей кожей - не было единственным. Оно сделало меня чувствительным к другим изгнаниям, наложившимся на него, - все мы их переживаем. Изгнание правды, научившей меня мыслить иначе среди реальности, которая слишком часто бывала отвратительной маской того, чем она должна быть; изгнание природы, еще недавно близкой, родной, свободной - и ставшей больной, если не сказать непонятной». С 1960 г. неоднократно приезжал в СССР. Весной 1963 г. провел четырехмесячный семинар по дирижированию в Московской консерватории.

«Если я подал мысль дать когда-нибудь курс дирижерства, то это потому, что я был горд и счастлив внести что-то в страну, которая, несмотря на долгое отсутствие, всегда представляет для меня нечто самое дорогое».
Из письма И. Маркевича советскому дирижеру Н.Аносову.

Марли (Бетулинская, Смирнова Анна Юрьевна) Анна (р.1917)
французская актриса, певица, автор (совместно с Морисом Дрюоном) «Песни партизан», ставшей гимном французского Сопротивления годы второй мировой войны. В годы войны работала в Англии на Би-Би-Си, ведя передачи на оккупированную Францию, награждена орденом Почетного легиона. В настоящее время живет в США.

«Я родилась в Петербурге давно, в 1917 году. Отец - из старой дворянской семьи, закончил Высшую школу политических наук в Париже, служил в Сенате и готовился к дипломатической карьере. Ему было всего тридцать лет, когда он был расстрелян большевиками. Мама моя - урожденная Алфераки, из рода греческих патрициев, поселившихся в Таганроге в царствование Екатерины II. Это был род меценатов, людей, ценивших искусство и обладавших артистическими талантами. Именно по приглашению семьи Алфераки в Россию впервые попала итальянская опера, а мой дед, камергер двора его величества, прекрасно играл на скрипке… Через маму наша семья в родстве со многими интересными людьми: философ Бердяев - мамин кузен, бабушка - Столыпина, прабабка - дочь атамана Платова. <…> С годами во мне все больше усиливалось тяготение ко всему русскому. Сегодня я как раз чувствую себя русской. <…> Когда я вернулась во Францию, я увидела, что «Песня» стала французским гимном. И была бы совершенно нелепо и неуместно напоминать, что она на самом деле русская. Это бы ее подсекло. За время моего долгого отсутствия во Франции постепенно как-то стали забывать о моем авторстве <…> Мне это очень обидно было, потому что я сочинила ее в таком пылу патриотизма и любви к своей стране - России. Чтобы восстановить справедливость, я стала писать биографию, и в этом году, спустя двадцать лет, она наконец издана во Франции. <…> Но сегодня все это не играет больше никакой роли. Я даже чувствую, наоборот, французам нравится, что это написано по-русски, и даже любопытно узнать, что я русская».
Е.Белопольская. Беседа с автором «Песни партизан». Анна Марли, песня и судьба // «Русская мысль», 20-26 июля 2000 г., № 4327, с.15.

Массалитинов Николай Осипович (1880 - 1961, София)
актер, педагог, режиссер, один из сподвижников К.С. Станиславского. Гастролируя с труппой Качалова, остался в Европе. С 1924 г. поселился в Болгарии, в 1931 г. принял болгарское подданство. С 1925 г. - главный режиссер Народного театра в Софии. Одним из первых начал ставить в Болгарии советскую драматургию.

 

Мацнев Габриэль (р. 1936)
французский писатель. Родился в Париже, в русско-еврейской эмигрантской семье. Автор более двадцати книг, его почитателями были президенты Франции Жорж Помпиду и Франсуа Миттеран. Исповедуя православие, регулярно посещает парижскую церковь на Сергиевом подворье. Репутация Мацнева в религиозных кругах была подорвана публикацией писателем своего интимного дневника, содержащего его признание в склонности к юношам и девушкам «до 16 лет». Скандал повлек за собой уход писателя из респектабельной газеты «Монд», с которой он до этого регулярно сотрудничал.

«Конечно, русская культура оказала на меня колоссальное воздействие. У каждого человека есть своя эмоциональная среда, которая формируется из того, что вы читали, слышали в детстве и в отрочестве. В возрасте 16 лет я много читал Достоевского, он был для меня Богом. И я постоянно вращался в русской среде. В детстве я встречал многих людей еще из старой русской эмиграции. Это были блестящие люди, например Адамович. Константин Мочульский, автор замечательной книги о Достоевском, был моим крестным отцом. Эти люди были интеллектуалами, говорили на пяти языках, и хотя многие из них жили в очень стесненных материальных условиях, все они были высоко образованы. Это была очень интересная среда: Серж Лифарь, Сергей Кусевицкий (великий дирижер) и т.д. У моего отца собирались очень интересные люди - целое общество, гораздо более культурное и утонченное, чем французская буржуазия. Я вырос среди них. Но, конечно, я получил французское образование, ходил в лицей, как и все французы. <…> В начале моей литературной жизни критики говорили обо мне, что я ввел православие во французскую литературу как новую тему. Конечно, сам я никогда не претендовал на право говорить от имени православия. Но какое-то время я активно участвовал в церковной жизни. Именно я вместе с Константином Андронниковым, переводчиком генерала Де Голля, был инициатором открытия на французском телевидении передачи «Православие», я также создал с Кириллом Ельчаниновым и другими Комитет православной молодежи Франции. Это было в 60-70-е годы. В последнее время я немного отдалился от православной среды во Франции, главным образом, по личным причинам: развелся с женой. Моя жена Татьяна тоже русского происхождения. И мой развод был очень плохо воспринят в этой православной среде.
Тем не менее, я знаю, что в разных странах многие люди приняли православие из-за моих книг. Они сами мне об этом говорили. И это очень забавно, потому что у меня репутация скандального писателя. Но, я думаю, что церковь создана не для святых, а для грешников. В начале «Преступления и наказания» есть очень хороший разговор между Мармеладовым и Раскольниковым, замечательный отрывок. Они говорят, что они свиньи, скоты, но церковь их примет. Это хорошая теология, гораздо лучше, чем та, которой занимаются на Сергиевом подворье в Париже. <…> Я бы не смог писать по-русски. Для меня это просто невозможно. Может быть, могу написать письмо, не больше... Я пишу по-французски. В эмиграции можно встретить людей вроде Никиты Струве, которые хорошо говорят и по-русски, и по-французски. Но писать ни по-русски, ни по-французски они не могут, у них это получается в равной степени плохо. Так что пример Набокова - почти единственный в истории литературы. Он писал на блестящем английском языке, это уникальный случай...
Климова М. Православный ортодокс и либертэн в одном лице // “Ex Libris НГ”, №003 (24), 29 января 1998.
 

Мейендорф о.Иоанн (1926 - 1992, Монреаль, Канада)
историк, православный теолог, патролог, родился во Франции в семье русских эмигрантов-аристократов. Закончил Французский лицей, воспитанник Богословского православного института в Париже, декан семинарии Св.Владимира в США. Он преподавал также в Гарвардском, Колумбийском, Фордовском университетах США. В 1977 г. отец Иоанн был избран членом-корреспондентом Британской Академии. Он был почетным доктором Университета Нотр-Дам (Индиана, США), Богословского института Епископальной Церкви в Нью-Йорке и Православной Духовной Академии в Санкт-Петербурге.

Мельник Константин Константинович (р.1927, Париж)
сын лейтенанта царской армии, внук врача царской семьи Е.С. Боткина. Работал стратегическим аналитиком корпорации «Ранд». В 1960-е г., в период алжирской войны, был советником по контрразведке французского премьер-министра М. Дебре, впоследствии координировал деятельность спецслужб Франции. Впервые посетил Россию в 1998 г.

«В вашей автобиографической книге «Диагональ двойника» есть фраза: «Я продолжал чувствовать себя русским человеком за границей»…
- Когда я впервые поехал в Россию, то сразу увидел: вот моя страна, которую я понимаю, и люди, которых люблю. И хотя я родился, получил образование и сделал карьеру во Франции, мне всегда казалось, что ее я не понимаю, что она не моя, хотя я ее защищал, быть может, больше, чем другие французы».
Из беседы с журналистом Ю.Коваленко - Французы тоже «мочили» своих врагов…// «Новые Известия», 4 марта 2000 г., № 40 (571).

Менухин Иегуди лорд (1916, Нью-Йорк - 1999, Бирмингем, Англия)
скрипач, родился в США в еврейской семье, уехавшей из России, спасаясь от погромов. Детство провел в Сан-Франциско. В 1963 г. в графстве Суррей, на юге Англии, открыл школу для скрипачей, где бесплатно учатся юные таланты со всего мира. Школа Менухина, где преподавание ведется по российским методикам, считается лучшей в мире. В 1985 г. стал гражданином Великобритании. С 1993 г. - пожизненно пэр Англии и член палаты лордов.

 

Менчик (по мужу — Стивенсон) Вера Францевна (1906, Москва - 1944)
первая в истории шахмат чемпионка мира (1927 - 1944). До 15 лет жила вместе с семьей в России (отец - чех, мать - англичанка). С 1921 г. переселилась с родителями на родину матери в курортный город Гастингс, известном своими шахматными традициями. В 1927 г. одержала победу на первом женском чемпионате мира в Лондоне. Погибла в возрасте 38 лет во время бомбардировки Лондона. С 1957 г. на Всемирных шахматных олимпиадах разыгрывается Кубок Веры Менчик.

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866 - 1941, Париж)
поэт, писатель, родоначальник символизма. Уехал за границу вместе с женой З.Н.Гиппиус. Пользовался большой популярностью в Европе: его роман о Леонардо да Винчи оказал влияние на Фрейда при написании им своего психоаналитического этюда о художнике. Выдвигался неоднократно на Нобелевскую премию. Был последовательным сторонником интервенции в СССР с целью свержения большевистской власти. По этой причине поддерживал все антибольшевистские силы: Пилсудского, Муссолини, Гитлера. В 1941 г. выступил по радио с поддержкой вторжения Гитлера в СССР. Говорил о себе и эмиграции: «Мы не выселенцы, а переселенцы из бывшей России в будущую».

 

Мессерер Суламифь Михайловна (р. 1907)
солистка балета Государственного Академического Большого Театра СССР, педагог хореографического училища ГАБТ СССР, в 1980 г. эмигрировала в Японию, где открыла первую в стране школу классического балета, в настоящее время живет в Лондоне, руководит балетной студией; сын Михаил преподает в Королевском балете. Награждена почетным орденом Британской империи.

Метальников Сергей Иванович (1870 - 1946, Париж)
биолог, иммунолог, возглавлял Биологическую лабораторию им. П.Лесгафта. В 1920 г. покинул Крым и эмигрировал во Францию. Работал в Институте Пастера (Париж). Приобрел известность своими опытами по «бессмертию» клетки, послужившие основой его знаменитой книги «Проблема бессмертия и омоложения в современной биологии» (Берлин, 1924). Последние годы жизни были посвящены разработке программы ведения бактериальной борьбы с вредными насекомыми.

 

Мечников Илья Ильич (1845 - 1916, Париж)
микробиолог, иммунолог. Лауреат Нобелевской премии по биологии за открытие фагоцитоза. Эмигрировал в 1888 г. во Францию, работал в Институте Пастера в Париже. Обращаясь к Мечникову, директор института Эмиль Ру, сказал: «В Париже вы стали главой школы и зажгли в этом институте научный очаг, далеко разливающий свой свет».

 

Миллер Евгений Карлович (1867 - 1937)
генерал-лейтенант. Окончил Академию Генерального штаба в 1892 г. Военный атташе в Бельгии, Голландии. Италии. Перед первой мировой войной начальник штаба Московского военного округа. Участник первой мировой войны, с осени 1917 г. представитель Ставки главковерха при итальянском военном командовании. В годы гражданской войны главнокомандующий войсками Северной области. С февраля 1920 г. в эмиграции. В 1920-1922 гг. главноуполномоченный по военным и морским делам П. Н. Врангеля в Париже. С 1922 г. начальник штаба Главнокомандующего Русской армией. С 1930 г., после исчезновения генерала А.П. Кутепова стал начальником Российского общевоинского союза. В сентябре 1937 г. был похищен советской разведкой, преданный ближайшим соратником генералом Скоблиным.

Милюков Павел Николаевич (1859 - 1943, Париж)
историк, правовед, политический деятель, министр иностранных дел во Временном правительстве первого состава. Редактор (1921-1941) самой популярной газеты первой русской эмиграции «Последние новости». Признанный вождь кадетов. Член Комитета освобождения России, организованного в 1919 г. в Лондоне. В 1920 г., провозгласив т.н. «новый курс», отказался от вооруженной борьбы с Советской властью и политического союза с правыми кругами, преобладавшими в Белом движении. Лидер левого крыла эмиграции, объединившего левых кадетов и правых эсеров.

 

Миролюбов Петр Федорович (р.1918, Петербург)
руководитель хора Успенского кафедрального собора (Хельсинки). Авторитетный специалист в области русской музыкальной традиции. В Финляндии оказался после финской войны 1940 г.

«Русская певческая традиция, русская музыкальная культура - это то, чему я служил и продолжаю служить здесь в Финляндии, хотя я начинал это ещё в России. Продолжить эту традицию и принести сюда наше великое православное искусство - так я понимаю задачу моей жизни, если угодно мой долг перед Богом».
Из беседы с журналистом А.Шундриным летом 2000 г.
 

Михалков-Кончаловский Андрей Сергеевич (р.1937)
кинорежиссер, сценарист. С начала 1980-х годов работает в США, где поставил несколько фильмов, хорошо принятых американской публикой: «Любовники Марии», «Поезд-беглец», «Гомер и Эдди». Поставленный им в 1997 г. сериал «Одиссей» с успехом прошел по телевизионным экранам мира.

«Русская эмиграция дала миру абсолютно неповторимое уникальное искусство. Великие мастера балета во главе с Сергеем Дягилевым, театра - многими забытый, но абсолютно гениальный Михаил Чехов, кино - прежде всего немое кино. Иван Мозжухин - выдающийся представитель того кинематографа, который по своей природе был немым, а не просто потому, что актеры не говорили на экране. Сейчас в эпоху звукового кино - Видов, Крамаров - конечно, происходит нечто иное. Сейчас важно знать язык страны. Увы, его знают далеко не все наши соотечественники-эмигранты».
Из беседы с журналистом А.Шундриным в феврале 1998 г.
 

Мнушкин Александр (р.1908)
французский продюссер, эмигрировал из Советского Союза в 1925 г., основал (вместе с Жоржем Дансижером, также выходцем из России) кинофирму Ariane, с которой сотрудничали ведущие кинорежиссеры Франции от Жана Кокто до Алена Рене. Поставил знаменитый кинофильм «Французская революция» с участием П.Устинова (Мирабо), С. Нила (Лафайет), К.М. Брандауэра (Дантон). Жан-Поль Бельмондо говорил о Мнушкине: «Я обожал его как второго отца. Мы вытворяли на съемочной площадке ужасные гадости, он орал на нас, злился, даже плакал, но все равно любил нас и кино. Если мы не устраивали попоек, не громили номера в отелях, он нас спрашивал: «Что это с вами? Вы заболели?» Когда Мнушкин решил снимать в Бразилии «Человек из Рио», денег было немного, и на натуру отправилось всего 13 человек. Мнушкин, естественно отправился вместе с группой, временно замещал художника по костюмам, красил старый самолет (больше было некому), помогал режиссеру и оператору на съемках. Мы действительно были одной большой командой. Теперь так уже не работают. Нам передавалось его чувство локтя»

 

Мнушкин Ариана Александровна (р.1939)
театральный режиссер Франции, дочь А. Мнушкина. Училась в Кембридже и Сорбонне, жила в Индии и Японии и т.д. Основала в 1964 г. «Театр дю солей» - Театр Солнца, прославившийся постановкой масштабных спектаклей о французской революции.

 

Мозжухин Иван Ильич (1889, Пенза - 1939, Нейи, под Парижем)
актер российского немого кино, режиссер, сценарист. Эмигрировал из Советской России в 1919 г. Организовал кинокомпанию «Русская школа Монтрей» в Париже.
http://akter.kulichki.net/publ/mozjuhin.htm

 

Макридова Ирина Николаевна (р.1949)
выпускница исторического факультета Одесского университета, кандидат исторических наук, эмигрировала в 1980 г. в Швецию. Живет в Стокгольме, корреспондент русской редакции «Радио Швеции».

 

Мордкин Михаил Михайлович (1881 - 1944, Милбрук, США)
танцовщик Большого театра г. Москвы, хореограф. В 1924 г. эмигрировал в США. Учитель знаменитой американской танцовщицы Люции Чейз.

Мочульский Константин Васильевич (1892 - 1950, Камбо, Франция)
филолог, литературный критик, историк русской литературы. С 1922 г. жил в Париже. Читал лекции на русском отделении Сорбонны, преподавал в русской гимназии. Автор серии книг о русских символистах, Гоголе, Достоевского и Вл. Соловьеве.

Муратов Павел Павлович (1881 - 1950, Уайтчерч-Хаус, графство Уотерфорд, Ирландия)
писатель, автор знаменитых «Очерков Италии», лучшей русской книги об итальянском искусстве. Уехал по командировке в Берлин. До 1924 г. возобновлял советский паспорт. Жил в Париже и Берлине. Писал корреспонденции в газету «Возрождение». Перед начало второй мировой войны переехал в Англию, где опубликовал (написанную совместно с У. Алленом) книгу об участии русских во второй мировой войне. После войны жил в Ирландии, в имении Уайтчерч-Хаус, принадлежащем Аллену.

«У русской и французской умственности есть общий язык. Историческая французская традиция жива во Франции. Быть может, поэтому здесь легко воскресают для нас забытые одно время французские умственные традиции русского европейства. Быть может, поэтому мы чувствуем себя в Париже больше, чем где бы то ни было в Европе, у себя дома. Знаю, что великая притягательность человечнейшего из городов действует на самых разнообразных людей. Американец и швед, итальянец и грек становится здесь «парижанином». Но вот в том-то и состоит наша особенность, что нам нет надобности превращаться в Париже в «парижан». Мы преспокойно остаемся здесь русскими. <…> Наше достоинство, говорят, состоит в том, что мы легко приспособляемся к новым условиям. Французские условия оживили, однако, во многих из нас и какие-то далекие, свои собственные тени. В русском человеке, видимо, не угасает и в изгнании искра великодержавства российского. И вот ни в какое иное место, а в прекраснейшую из столиц, в единственный в своем роде мировой город приходит он не совсем чужим и не совсем посторонним искать в нем своей доли»
Муратов П. Ночные мысли М., 2000, с.216.

Мясин Леонид Федорович (1896 - 1979, Боркин, Германия)
танцовщик, балетмейстер-постановщик в «Ковент-Гарден», работал в кинолентах «Собор Парижской богоматери», «Любовники из Теруэля», выступал в музыкальных кинофильмах.

ђусский архипелаг Ђльманах ЋстровЉрым ѓосударство и антропоток