ГАЛЕРЕЯ РУССКОГО МИРА

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Е

Евлогий (Георгиевский Александр Семенович) митрополит (1868, Тульская губ. - 1946, Париж)
митрополит русской церкви (с 1922 г.) в Западной Европе. В 1926 г. разорвал с Синодом Российской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ). В 1930 г. принял участие в Лондоне по приглашению архиепископа Кентерберийского в молениях о страждущей российской Церкви, после чего был уволен митрополитом Сергием от управления Русской Церковью в Западной Европе. Перешел под юрисдикцию Вселенского патриарха. Активно участвовал в экуменическом движении.

 

Елагин (Матвеев) Иван Вениаминович (р.1918, Владивосток - 1985, Питтсбург, США)
по общему мнению критиков, наиболее значительный поэт второй волны эмиграции. Сын поэта-футуриста и прозаика Венедикта Марта, двоюродный брат поэтессы Новеллы Матвеевой. В 1943 г. вместе с женой О.Анстей покинул родину. Жил в Берлине. В 1945 г. в берлинском бомбоубежище у него родилась дочь, поэтесса Е.Матвеева. Поменял фамилию на Елагин в 1945 г., не желая возвращаться на Родину в процессе насильственной репатриации. В мае 1950 г. переехал в Нью-Йорк. В том же году получил докторскую степень за перевод поэмы С.В. Бене «Тело Джона Брауна». С 1970 г. до конца жизни преподавал русскую литературу в Питтсбургском университете. Отвечая на вопрос, кем себя идентифицирует, ответил:

«Что значит с кем? С русской литературой в изгнании, к которой я принадлежу, надеюсь. <…> Но я глубоко верю, что это все равно часть русской литературы, и я думаю, что придет время, когда эти русла сольются». <…> «Вы не можете стать мировым, если вы не национальный. <…> Это особенно важно для литературы, которая имеет дело с национальной основой языка. Еще художник, скажем, какой-нибудь модернист-абстракционист, может сразу стать мировым. Но если вы посмотрите на этих художников, то вы почти всегда увидите в музее: китаец, воспитывавшийся во Франции. Или же: немец, родившийся в Америке. То есть люди, лишенные национальных границ. <…> Но настоящий художник должен стать прежде всего национальным. А уж потом может стать мировым. Надо сначала сделать вклад в свою культуру, и тогда, если ты талантлив, у тебя есть возможность войти в мировую культуру. <…> «Я не верю, что эмиграция вносит вклад. <…> Вклады вносят отдельные люди, талантливые, одаренные, мастера, художники, поэты, писатели. <…> Вот есть огромное скопление эмиграции в Нью-Джерси. Это трудовые люди, русские, которые построили себе центры со столовыми, с отелями и так далее. Но они не причастны к какой-то творческой, поэтической или художественной традиции. Я соглашусь с вами, что среди первой и третьей эмиграций было больше представителей культурной элиты. Но только это не определяет эмиграцию. <…> Эмиграции как таковой литература не нужна, ей нужно устроить свою жизнь».
Из беседы с Джоном Глэдом, 1980.

Ефимов Игорь Маркович (р.1937)
писатель, художник, философ, издатель. Эмигрировал в 1970-х годах. Живет в США.

«Для меня эмиграция оказалась благом. Так много успеть сделать, чего душа просила, никогда в СССР не смог бы. Те возможности распоряжаться своим временем, своими силами, которые в Америке предоставляются человеку, были таким облегчением после этих вечных «нельзя» и «нет», которыми ты был окружен в СССР по самым малым вещам»
Из беседы с Л.Панн: - Две аргонавтики Игоря Ефимова // «Печатный орган», №98, апрель 1997 г., с.25.
ђусский архипелаг Ђльманах ЋстровЉрым ѓосударство и антропоток